Оспаривание привлечения юридического лица к административной ответственности
Административные дела, возбужденные в отношении юридических лиц, уже давно никого не удивляют. Проверки и встречи с представителями ИФНС, ПФР, различных государственных органов контроля и надзора, ОВД, нередко заканчиваются составлением протокола об административных правонарушениях.
Однако, не во всех случаях представители организаций признают свою вину и оплачивают штрафные санкции. За незаконное привлечение к административной ответственности Кодекс предусматривает порядок обжалования постановлений и определений по административным делам (гл.30 КоАП РФ).
В данной статье мы предлагаем подробнее ознакомиться с основными положениями административных правоотношений, особенностями административных взысканий, применяемых в отношении организаций и предприятий, а также порядком оспаривания результатов привлечения к ответственности юридических лиц.
Особенности применения норм КоАП РФ в отношении юридических лиц
Административный кодекс определил, что в качестве субъектов института административной ответственности выступают не только граждане, но и организации различных форм собственности.
Административная ответственность предусматривает применение административного наказания в отношении виновного лица. При этом вина организации может быть доказана, если будут представлены подтверждения того факта, что лицо, выступающее от имени юрлица, пренебрегло имеющимися в его распоряжении возможностями и действовало вопреки нормам российского законодательства. Только при наличии фактов, подтверждающих наличие вины организации, действия уполномоченных органов является обоснованным.
Юрлицо несет ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных разделом 2 Административного кодекса. Если статьями разделов 1, 3, 4–5 кодекса конкретно не определено, что нормы права применяются конкретно к одному из лиц (физическому или юридическому), то их действие в одинаковой степени распространяется в отношении обоих лиц. Применение мер административного воздействия в отношении юрлица не является основанием для освобождения от административной ответственности виновного физического лица. Тот же принцип применяется в обратном порядке, привлечение к ответственности физлица не освобождает от ответственности организацию.
В случае реорганизации организации (в форме слияния, присоединения, разделения, преобразования) в качестве ответчика выступает правопреемник.
За совершение правонарушения, установленного административным кодексом, применяются различные формы административного юридического воздействия – административные наказания. Этот вид наказаний является отдельной категорией карательных санкций, применяемых за нарушение норм различных отраслей Российского законодательства с целью обеспечения частной и общей превенцией административных и иных правонарушений.
Постановление об административном правонарушении может быть вынесено уполномоченным должностным лицом не позже двух месяцев, судьей не позже трехмесячного срока, со дня совершения правонарушения.
Виды административных взысканий
Ст. 3.2 Административного кодекса определен исчерпывающий перечень административных воздействий. Это определенный систематизированный порядок наказаний, применяемый в зависимости от тяжести и содержания правонарушения. Иерархия перечня начинается с менее жестких мер и заканчивается более суровыми формами воздействия.
В отношении юридических лиц применяются следующие виды наказаний:
- Письменное предупреждение;
- Административные штрафные санкции;
- Конфискация, принудительное безвозмездное изъятие имущества, являющегося орудием совершения или непосредственно предметом противоправного деяния;
- Приостановление деятельности организации.
Наиболее распространенные административные правонарушения, совершаемые юрлицами
Обобщенная арбитражная судебная практика позволяет выделить наиболее распространенные противоправные деяния, допускаемые юридическими лицами. При этом в первую десятку можно отнести следующие правонарушения:
- Нарушение норм законодательство о госрегистрации юрлиц и ИП, а также ведение предпринимательской деятельности, не имея свидетельства о государственной регистрации.
- Фиктивное или преднамеренное банкротство организации.
- Нарушение правил торговли отдельными видами товаров.
- Предоставление потребителям недостоверной информации, и прочие нарушения их прав.
- Несоблюдение порядка оборота денежной наличности и ведения кассового учета.
- Несообщение или несвоевременное сообщение сведений об открытии или закрытии банковских счетов.
- Нарушение порядка проведения спецоценки условий труда.
- Нарушение законодательно установленного порядка ценообразования.
- Осуществление экономических операций в сфере лицензируемой деятельности, без специального на то разрешения (лицензии).
- Нарушение правил реализации алкогольной продукции и этанола.
Порядок оспаривания постановлений (решений)
Статьей 30 КоАП РС определен порядок пересмотра решений и постановлений уполномоченных должностных лиц, представителей государственных административных и судебных органов, по фактунезаконного привлечения к административной ответственности.
По делам, возбужденным в отношении юрлиц, оспаривание, в том числе определений об отказе в возбуждении дел по административным правонарушениям, осуществляется в арбитражном суде, согласно положениям арбитражного процессуального законодательства.
Для получения подробной правовой консультации, помощи при подготовке пакета документов, составления жалобы или протеста можно обратиться кюристу по арбитражным спорам.
Процесс оспаривания постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях довольно трудоемкий и состоит из нескольких этапов: подготовка и направление жалобы или протеста через субъект административной юстиции; подготовка необходимых документов и доказательств; участие в процессе и защита. Квалифицированныйюрист по арбитражным спорампозволит избежать необоснованных рисков, выступив в качестве представителя на всех стадиях рассмотрения дела об обжаловании постановления и во всех судебных инстанциях.
Согласно порядку, предусмотренному КоАП, если дело об административном правонарушении рассматривалось в судебных органах, то постановления и решения суда может быть обжаловано только в вышестоящий суд.
Если правовой исполнительный документ был составлен несудебным органом, то обжаловать их решение можно в двух судебных инстанциях, в районном суде, а затем в вышестоящем.
Жалоба на постановление направляется в орган административной юстиции (суд, уполномоченные вышестоящий орган) в течение 10 дней со дня получения исполнительного документа. Если срок все же был пропущен, то по ходатайству суд может восстановить пропущенный срок. Одновременно с жалобой необходимо представить орган административной юстиции все материалы дела.
Законом установлено право оспаривания исполнительных документов, однако, необходимо учесть то, что кодексом не предусмотрен порядок обжалования протокола, составленного должностными лицами уполномоченных органов. Оспорить действия должностного лица, составившего протокол можно, обратившись в вышестоящую инстанцию или в прокуратуру. Исполнительный документ, который не вступил в силу, также может быть опротестован прокурором.
Наиболее распространенные основания для оспаривания постановлений
Отменапостановления по делу об административном правонарушенииможет быть применена по следующим основаниям:
- Несоответствие постановления фактическим обстоятельствам дела.
- Отсутствие состава правонарушения;
- Истечение пресекательного срока;
- Нарушение или неправильное применение норм действующего законодательства;
- Неправильная оценка содеянного;
- Некорректное применение норм административного процессуального кодекса ;
- Отсутствие доказательств по факту выявленных правонарушений;
- Необъективность оснований привлечения к административной ответственности;
- Рассмотрение административного дела в отсутствие, не извещенного должным образом ответчика;
- Необоснованный отказ в рассмотрении ходатайства ответчика.
Обстоятельства, предусмотренные ст. 24.5 КоАП, являются основаниями для вынесения определения об отказе в возбуждении дела по административному правонарушению.
Юристы по арбитражным спорам Москвы и Московской области.