Защита прав потребителей в области предоставления жилищно-коммунальных услуг

4gku12

Комфортная среда обитания в квартире, доме главным образом зависит от качества функционирования жилищно-коммунальной службы. Исполнителем данного вида услуг может быть юридическое или физическое лицо, контролирующее и регламентирующее поставку коммунальных ресурсов населению. Целью и назначением коммунальных служб является бесперебойное снабжение населения всеми видами жилищно-коммунальных услуг. 

Основные виды жилищно-коммунальных услуг

Состав и объем оказываемых коммунальных услуг в каждом конкретном случае отличается и зависит от ряда факторов: региона, благоустройства территории, а также исполнителя, предоставляющего данные услуги. В целом можно выделить следующие виды коммунальных услуг:

  • Подача электроэнергии. Обеспечение электроэнергий предусмотрено круглосуточно.
  • Водоснабжение. Коммунальные службы должны обеспечивать круглосуточную подачу холодной воды с допустимым утвержденным стандартом перерывом. Обеспечение горячим водоснабжением предусмотрено аналогичное, однако, оно зависит от региона, типа постройки и некоторых других причин.
  • Отопление. Снабжение отоплением должно осуществляться круглосуточно, обеспечивая поддержание тепла не менее +18 градусов.
  • Газоснабжение. Подача газа осуществляется круглосуточно по централизованным сетям или в специальных сменных баллонах.
  • Канализация. Надлежащий отвод стоков обеспечивает санитарную, эпидемиологическую обстановку в каждом регионе.

Нарушения в области снабжения жилищно-коммунальными услугами.

Нарушения, связанные с обеспечением жилищно-коммунальными услугами можно поделить на две категории:

  • Жилищно-коммунальные услуги недолжного качества. Например, температура подаваемой горячей воды ниже предельно допустимой нормы или отопление не соответствует установленным стандартам.
  • Перебои в снабжении коммунальными услугами.

В подавляющем большинстве случаев они попадают под действие ст. ст. 7.22 и 7.23 КоАП. Наиболее часто фиксируются следующие нарушения:

  • Несвоевременное оказание услуг после подписания договора.
  • Перерыв в предоставлении жилищно-коммунальных услуг превышает утвержденные нормы. Например, допустимые перебои горячей воды не должны превышать восьми часов в месяц.
  • Несоответствие давления газа в газовой установке утвержденным стандартам.
  • Нарушение установленных норм подачи электроэнергии (слабое напряжение в сети), частые отключения питания. Допускается двухчасовое отключение подачи электричества в течение месяца при наличии двух источников электроснабжения.
  • Некачественное отопление, т. е. давление в системе намного ниже установленных норм, что приводит к снижению температуры в помещении.
  • Не предоставляются или несвоевременно предоставляются ремонтные работы, что приводит к понижению качества жилищно-коммунальных услуг.

Уплата штрафных санкций может производиться в добровольном порядке или через обращение в судебные органы.

Способы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Если, потребитель обнаружил нарушения его законных прав на обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами, то он может обращаться за защитой в органы государственной власти, а также местного самоуправления.

Исполнитель услуг.

В первую очередь при обнаружении несоответствия предоставляемых услуг стандартам качества и/или прописанным в договоре потребитель обязан обратиться к управляющей организации, осуществляющей поставку жилищно-коммунальных услуг. Претензия может быть предъявлена как в устной, так и в письменной форме. При этом лучшим вариантом будет подача письменного заявления в двух экземплярах с регистрацией. В дальнейшем (в случае обращения в суд) это послужит доказательной базой в судебном процессе.

Орган жилищного надзора.

Задачами органов государственного жилищного надзора является наблюдение, выявление правонарушений в области предоставления жилищно-коммунальных услуг. Потребитель вправе обратиться в органы надзора, если не соблюдаются правила ремонта и содержания жилых домов, требования, касательно правил установки приборов учета использования коммунальных услуг, размера и порядка оплаты коммунальных услуг, правил заключения соглашения о предоставлении коммунальных услуг, а также управления, содержания общего имущества.

Роспотребнадзор

Функцию контроля и надзора на потребительском рынке жилищно-коммунальных услуг осуществляет Роспотребнадзор. В его обязанности входит наблюдение за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм в жилых помещениях (температура, влажность, качество воды), контроль над соблюдением порядка на придомовой территории (вывоз мусора, санитарно-техническое обслуживание участка и т. д.).

Органы местного самоуправления.

На органы местного самоуправления возложены обязанности информирования населения и контроль муниципальных коммунальных организаций (ст.165 ЖК). Информирование населения должно осуществляться в области тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ознакомления с нормативными правовыми документами, связанными с регулированием отношений между потребителем услуг и исполнителем, расположением коммунальных инфраструктур и прочее.

Прокуратура и судебные органы.

Осуществляя функцию надзорам за деятельностью коммунальных служб, местных администраций, прокуратура обращается в судебные органы с целью защиты прав потребителей и признания незаконность действий (бездействий) должностных лиц. Обращение потребителя в судебный орган с исковым заявлением о защите нарушенных исполнителем прав обеспечивает гражданину ряд преимуществ:

  • С него не взимается государственная пошлина.
  • Гражданин может подавать заявление как по месту своего жительства, так и по месту нахождения ответчика или по месту заключения и исполнения соглашения.
  • Потребитель имеет право на компенсацию морального ущерба.

Подача заявления о защите нарушенных прав.

В государственные органы контроля и в органы местного самоуправления заявление подается в письменной форме и подлежит рассмотрению в течение тридцати дней с момента его регистрации. В процессе рассмотрения дела потребитель имеет возможность ознакомиться с документами, которые относятся к поданному обращению, предоставлять дополнительные материалы по делу, получать ответ по существу рассматриваемых вопросов, подавать жалобы на принятые решения.

Защита прав потребителей в Москве и Московской области. 

Юридические услуги "Покров Право"