Защита прав потребителей в области предоставления страховых услуг.
Страхование - это механизм защиты интересов физического или юридического лица. Если у гражданина существует риск возникновения события – автомобильной аварии, пожара в доме или квартире, получения травмы, то этот риск можно застраховать. Аналогично у юридических лиц – можно застраховать риск утери товара, разрушения здания, травм сотрудников.
Страховые услуги заключаются в том, что страховая компания (страховщик) обязуется выплатить определенную сумму при возникновении страхового случая физическому или юридическому лицу (страхователю). В обмен на эту услугу страхователь уплачивает страховую премию страховщику, которая составляет несколько процентов от суммы выплаты, при наступлении указанного события.
Размер премии зависит от того, насколько велика вероятность риска, от размера выплаты. Страховщик просчитывает все вероятности, стараясь, чтобы размера собранных премий гарантированно хватило на выплаты и еще осталось на прибыль.
Какими нормативно-правовыми актами регламентируется страховая деятельность.
- Конституция Российской Федерации;
- Глава 48 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей";
- Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
- Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
- иные нормативно-правовые акты.
Основной акт – закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Он устанавливает общие положения страховой деятельности, критерии устойчивости страховщиков, кто осуществляет надзор за участниками этих процессов.
В главе 48 Гражданского кодекса РФ также установлены принципы страхования, которые касаются всех видов страховой деятельности. Например, при нарушении правил обязательного страхования, лицо, обязанное заключить договор этого не сделало, оно должно будет возместить ущерб как страховщик, если произошел страховой случай.
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" был разработан для того, чтобы обеспечить права потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях. До принятия закона было достаточно тяжело взыскать деньги с виновника аварии, если он уклонялся от возмещения ущерба. Схема закона достаточно проста – каждый владелец автомобиля обязан приобрести полис, уплатив страховщику премию, которая зависит от нескольких параметров. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обеспечивает защиту граждан в случае болезни, выхода на пенсию, инвалидности, потери кормильца, травмы, беременности и ухода за ребенком. С заработной платы каждого гражданина РФ удерживаются взносы, которые перечисляются в соответствующие фонды.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" распространяется на страховые услуги, поэтому страхователям выгодно пользоваться положениями данного акта. Можно подавать иск по месту жительства, не платить госпошлину, требовать возмещения морального вреда от страховщика. Существует успешная практика применения этого закона к спорам по ОСАГО.
Почему права потребителей в области страховых услуг нарушаются
Защита прав потребителей в области страховых услуг в суде
Наша судебная практика:
Защита прав потребителей в Москве и Московской области.
Юридические услуги "Покров Право"