Нарушения прав потребителей в области транспортных услуг

К договору перевозки поменяются требования, предусмотренные действующим законодательством о защите потребительских прав, относительно качества, безопасности, своевременного и надлежащего информирования потребителя о предоставляемых услугах. Однако, анализ правонарушений в данной области показал, что значительную часть занимают нарушения прав потребителей в сфере предоставления услуг по перевозке.

К наиболее распространенным правонарушениям можно отнести:

  • Несохранность (утрата, недостача, повреждение, порча) груза или багажа.
  • Нарушение сроков осуществления перевозок.
  • Невыполнение обязательств по условиям договора.
  • Задержка отправления транспортного средства по вине исполнителя.
  • Несоответствие качества представленных услуг (условия питания, класс обслуживания, и прочие дополнительные услуги не соответствуют установленному по договору тарифу).
  • Несоблюдение требований безопасности оказываемых услуг. Причинение вреда жизни (здоровью), имуществу пассажира.
  • Непредставление или представление недостоверной информации об оказываемых услугах. Например, пассажирам представлена недостоверная информация о расписании движении транспортных средств, стоимости перевозки, дополнительных услугах.

Способы правовой защиты

Нормами действующего законодательства установлена ответственность исполнителя за нарушение прав граждан, пользующихся платными услугами компаний-перевозчиков. Процессуальные особенности защиты потребительских прав предусматривают административный (внесудебный) или судебный порядок.

Административный способ защиты

Данный вариант решения спора предусматривает:

  • направление требования (претензии) непосредственно исполнителю;
  • обращение с жалобой в вышестоящие инстанции, контролирующие и надзорные органы исполнительной власти, с том числе управление транспортного надзора, служба по лицензированию, Роспотребнадзор, Госавианадзор, Госморречнадзор, Гросжелдорнадзор и пр.).
  • правоохранительные органы (органы судебно, исполнительной власти и прокуратура);
  • Объединения и организации по защите прав потребителей.

Стоит отметить, что при возникновении конфликтов, связанных с нарушением условий договора по перевозке грузов, соблюдение претензионного порядка является обязательным. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым на основании правонарушений в сфере услуг по перевозке грузов, составляет один год, со дня его выявления, в соответствии с определенными уставами и кодексами (ст.797 ГК РФ).

При этом досудебный порядок обязателен только в случаях, предусмотренных нормами действующего законодательства или условиями договора перевозки.

Судья вправе оставить без рассмотрения исковое заявление, если не было соблюдено условие обязательного досудебного урегулирования. Истец должен предъявить в суд документы, подтверждающие факт соблюдения данного требования.

Обращение в суд

        

В соответствии со ст.17 Закона о защите прав потребителей, гражданин может обратиться в судебные органы по месту заключения договора, по юридическому адресу исполнителя. Если обслуживание клиента осуществляет филиал или представительство, то по месту их размещения.

В иске необходимо отразить обоснованные требования, изложив подробно обстоятельства дела.

Одновременно с исковым заявлением направляются следующие документы:

  • Платежные документы (билеты, чеки), подтверждающие факт оплаты услуг перевозчика;
  • Документальные доказательства факта правонарушения;
  • Справки (квитанции, чеки), устанавливающие понесенные истцом расходы, связанные с обстоятельствами дела.;
  • При необходимости могут потребоваться заключения экспертов;
  • Доказательства соблюдения досудебного порядка (копия требования (претензии), жалобы, опись передаваемых документов, почтовое уведомление, распечатка с официального сайта «Почта России»);
  • Нотариальная доверенность, при участии в суде представителя ответчика.

Защита прав потребителей в Москве и Московской области. 

Юридические услуги "Покров Право"