Защита прав потребителей

zppp1

Каждый покупающий продукцию и пользующийся услугами для удовлетворения собственных потребностей является потребителем. Сегодня большинство потребителей не знают, а часто не хотят отстаивать свои права, что позволяет недобросовестным производителям всячески эти злоупотреблять. Законодательным актом, гарантирующим права потребителей в случае приобретения ими недоброкачественной продукции, является Закон о защите прав потребителей (дальше по тексту – Закон).

Наиболее распространенные случаи несоблюдения прав потребителей:
 

Споры, связанные с долевым строительством:

- нарушение сроков сдачи объектов долевого строительства. В п. 2 ст. 6 Федерального закона о долевом строительстве № 214 установлены штрафные санкции за несоблюдение застройщиком сроков передачи объекта в виде неустойки (если дольщик - гражданин, то в двойном размере) за каждый день просрочки. Кроме этого, дольщик имеет право расторгнуть соглашение в случае несоблюдения сроков сдачи более, чем на два месяца (п. 1 ст. 9 ФЗ о долевом строительстве) или назначить исполнителю дополнительный срок для завершения работы.

- передача застройщиком объектов долевого строительства с недостатками. Последствия отступления от условий соглашения о долевом строительстве указаны в ст. 7 Закона о долевом строительстве. Так, в п.2 данной статьи сказано, что дольщик по собственному усмотрению может потребовать от исполнителя: устранить недоработки в строительстве, снизить стоимость работы или возместить затраты, которые он произвел в связи с самостоятельной ликвидацией недостатков.

- расторжение договора участия в долевом строительстве. Дольщик имеет право расторгнуть соглашение и потребовать компенсации ущерба в случае выявления существенного снижения качества строительства или значительного уклонения от условий договора (п. 1 ст. 9 ФЗ О долевом строительстве).

Споры, связанные с оказанием услуг(работ) ненадлежащего качества: 

  • В области предоставления жилищно-коммунальных услуг. Предоставление жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества или перерыв, перебои в их использовании дает право потребителю требовать возмещения ущерба, в частности, уменьшения платы за пользование услугами. Для этого необходимо подать заявление в организацию, обслуживающую жилой объект. Акт, составленный по результатам проверки, будет служить основанием для требования проведения перерасчетов и взыскания неустойки с исполнителя.
  • В области предоставления ремонтно-строительных работ (услуг). Споры, связанные с неисполнением в срок или недоброкачественным исполнением условий договора на ремонтно-строительные работы, регламентируются ст. ст. 27-31 Закона. Так, в случае обнаружения существенных недостатков или несоблюдения сроков выполнения работ заказчик может на свой выбор: отказаться от выполнения работ, назначить другой срок, передать работу на выполнение третьим лицам или потребовать снижение стоимости выполненной работы.
  • В области предоставления медицинских услуг. В области медицины оказанные услуги не имеют вещественных доказательств, их эффективность не может быть гарантирована исполнителем. Поэтому при определении качества оказанных медицинских услуг употребляются понятия явных и скрытых недостатков. Ответственность за вред, причиненный здоровью и жизни человека, наступает вне зависимости от срока исковой давности (ст. 208 ГК РФ).
  • В области предоставления транспортных услуг. Существенным недостатком транспортной услуги признается такое нарушение, которое делает недопустимым использование услуги в соответствии с ее прямым назначением. Одним из таких недостатков является нарушение правил безопасности, создающих угрозу здоровью и имуществу пользователя транспортной услуги (ст. 7 Закона).
  • В области предоставления туристических услуг. Существенным нарушением туристических услуг является отсутствие информации о туристическом продукте. Достоверная и полная информация должна обеспечивать потребителю возможность надлежащего выбора. Претензии к качеству туристических услуг подаются в двадцатидневный срок с момента окончания действия соответствующего договора.
  • В области предоставления страховых услуг. Чаще всего спорные моменты возникают во время страховых выплат, если страховщик не признает факт наступления страхового случая или занижает размер страховых возмещений.
  • В области риелторских услуг. При несоблюдении договора риелторских услуг по вине исполнителя денежные средства, внесенные в качестве задатка, выплачиваются потребителю в двойном размере. Кроме этого, в соответствии со ст. 12 Закона потребитель имеет право требовать снижения стоимости услуги, ликвидацию недостатков, расторжения соглашения и компенсацию убытков.

 

Споры, связанные с продажей продукции ненадлежащего качества и/или с нарушением срока доставки.

Сделки купли-продажи являются наиболее распространенными в повседневной жизни. Поэтому больше всего претензий от потребителей по поводу качества продукции. Качественным считается товар, пригодный для его целевого использования, а также соответствующий общепринятым требованиям к его качеству.

  • Реализация транспортных средств. При обнаружении ненадлежащего качества продукции длительного пользования (транспортных средств) потребитель вправе требовать безвозмездной ликвидации дефектов путем ремонта, замены запчастей и деталей. При предъявлении соответствующего требования исполнитель обязан в трехдневный срок предоставить потребителю в пользование на время ремонта аналогичное транспортное средство, обладающее такими же характеристиками (ст. 20 Закона).
  • Реализация мебели и строительных материалов ненадлежащего качества/с нарушением сроков доставки. При проявлении недостатков в строительных материалах или в мебельных изделиях потребитель может потребовать замены продукции, соразмерного снижения цены или возвращения ранее уплаченной денежной суммы.
  • Реализация электробытовой техники ненадлежащего качества. При обнаружении неприемлемого качества электробытовой техники потребитель вправе потребовать у продавца ее замены в течение гарантийного срока. Исполнитель обязан обменять товар в течение 7 дней с момента предъявления претензии (п. 1. ст. 21 Закона).
  • Реализация продовольственных изделий ненадлежащего качества. В случае обнаружения недоброкачественного продовольственного товара потребитель вправе требовать у продавца заменить продукт или уменьшить стоимость. Также он может отказаться от покупки некачественного продовольственного товара и потребовать у продавца вернуть уплаченные деньги.

 

Споры, связанные с кредитно-финансовыми организациями.

Данный Закон регулирует также правоотношения, вытекающие из договоров граждан с кредитно-финансовыми организациями. Наиболее частым нарушением в этой области является предоставление кредитными организациями неполной информации о сделке и включение в кредитный договор условий, которые приводят к ущемлению прав потребителя и нарушению действующего законодательства (ст. 10 Закона).

 

Досудебная оценка ущерба и экспертиза качества.

Досудебная экспертиза осуществляется с целью получения информации о продукции и для обеспечения доказательств в случае, если потребитель подаст иск в судебный орган. Кроме того, досудебная оценка ущерба и экспертиза качества товара (услуги) проводятся, когда есть основания полагать, что получение доказательств ущерба от действий исполнителя, изготовителя впоследствии станет невозможным.

 

Разрешение споров между потребителем и исполнителем.

Разрешение спорных вопросов между потребителем и исполнителем Закон предусматривает в судебном и досудебном порядке. Во внесудебном порядке потребитель имеет возможность разрешить спорную ситуацию, обратившись с претензией непосредственно к исполнителю. Такой порядок предусмотрен для того, чтобы побудить конфликтующие стороны самостоятельно разрешить спорную ситуацию, не прибегая к помощи суда.

 

Досудебное урегулирование споров.

Досудебное урегулирование конфликта начинается с заявления потребителем в устной или письменной форме претензии изготовителю (исполнителю) или уполномоченному им лицу. В письменном заявлении указывается суть предъявления досудебной претензии, а также содержится требование удовлетворить добровольно нарушенные права заявителя.

Другим эффективным способом урегулирования споров является административный процесс. Он заключается в восстановлении нарушенных прав путем обращения в Роспотребнадзор и иные надзорные органы. Работники Роспотребнадзора осуществляют выездные проверки на предприятия, выпускающие недоброкачественные товары, назначают и проводят экспертизы, привлекают изготовителей (продавцов) некачественных товаров к административной ответственности.

Досудебное урегулирование спора между заказчиком и исполнителем работ, услуг может быть предусмотрено в договоре. При этом в договоре должно быть конкретно указано на заключение соглашения об урегулирования спора (дополнительного соглашения к договору). В нем должны быть прописаны условия оформления претензии в случае разногласий сторон, требования и сроки рассмотрения претензий.

 

Судебное производство.

Согласно ст. 17 Закона потребители вправе подать иск в судебный орган за защитой нарушенного или оспариваемого права. Истец вправе по своему усмотрению подать исковое заявление в суд, находящийся по собственному местожительству либо по местонахождению исполнителя (ответчика), либо по месту заключения или исполнения договора. Исключением являются иски к перевозчикам, где определение подсудности происходит в зависимости от места нахождения управления конкретного транспортного предприятия (ст.30 ГПК РФ).

Составление искового заявления должно формулироваться на основании прав потребителя, защищаемых Законом и другими законодательными актами РФ и которые нарушаются исполнителем. Кроме этого, иск может содержать требования о взыскании убытков, неустойки, морального вреда и т. д., а также требования осуществить действия, направленные на восстановление нарушенных прав.

После подачи иска в судебный орган судьей выносится определение о приготовлении дела к разбирательству. В ходе подготовки к слушанию судьей выясняется суть претензий потребителя (истца) и исполнителя, продавца (ответчика), а также определяет необходимые для рассмотрения дела документы, заключения экспертиз, рассматривает вопрос о привлечении в судебное разбирательство других юридических и физических лиц. В процессе рассмотрения дела в суде стороны вправе предъявлять доказательства, задавать вопросы, заявлять ходатайства, отводы, совершать другие процессуальные действия, предусмотренные действующим законодательством. По окончании судебного разбирательства выносится мотивированное судебное решение, которое вступает в силу спустя 10 дней.

Исполнительное производство.

После вступления в силу решения суда потребитель (истец) получает в канцелярии судебного органа исполнительный лист, который необходимо переадресовать в суд по месту нахождения ответчика. Он может сделать это самостоятельно или обратившись за помощью к работникам того суда, где проходило судебное разбирательство. Исполнительный лист передается судебному исполнителю, который посылает изготовителю, исполнителю (ответчику) предложение добровольно выполнить решение суда. В случае неисполнения ответчиком решения суда органы специальной компетенции осуществляют принудительное исполнение.

Взыскание судебных расходов, штрафа, компенсации за моральный ущерб.

Если продавец отказывается добровольно выполнить законные требования покупателя судебный орган взимает с него штраф (50% от присужденной истцу денежной суммы). Кроме этого, он определяет размер возмещения морального ущерба, а также взыскивает с изготовителя (ответчика) неустойку и судебные расходы (ст. 13 Закона).

Добровольное исполнение претензий потребителя об устранении недостатков продукции не освобождает изготовителя, исполнителя от возмещения морального вреда. Требование о возмещении морального ущерба удовлетворяется только в судебном порядке.

Защита прав потребителей в Москве и Московской области. 

Юридические услуги "Покров Право"

Споры о разделе жилья

Вопрос к юристу : Я являюсь совладельцем приватизированной квартиры в размере ½ доли. Ещё в начале 2001 года я через нотариуса получил от другого собственника извещение о его намерении продать...

Имеет ли право ребенок на часть квартиры при разводе родителей

Вопрос к юристу : Добрый день! Я живу с женой и ребенком 2,5 года. Квартира в которой мы живем - в собственности моего отца. Я и ребенок прописаны в ней....

Могу ли я признать право собственности на неоформленный участок?

Вопрос к юристу: Здравствуйте! Мой муж в 1998 году купил у своих соседей земельный участок и с этого же времени мы стали пользоваться им. Куплю-продажу муж не оформил, а в...

Выплачивание ипотеки по кредиту при разводе супругов

Вопрос к юристу Покров-Право: Мы с мужем решили купить квартиру по ипотеке. Ипотеку оформили на меня. Сейчас отношения с мужем испортились и я решила развестись. Ипотеку по квартире должна выплачивать...

Сколько будет стоить юридическое сопровождение покупки земельного участка

Вопрос к юристу Покров-Право: Вопрос: Мы хотим приобрести земельный участок, но боимся различных подводный камней. Сколько будет стоить юридическое сопровождение покупки земельного участка ? Ольга, г. Клин, тема вопроса: юридическое...

Можно ли выйти из состава садового товарищества на добровольной основе

Вопрос к юристу : 4 года назад приобрели земельный участок, построили дом. Всё приватизировали, но хотим выйти из садового товарищества. Получается, что мы оплачиваем за тех членов товарищества, которые годами...

Кто должен оплачивать составление договора купли-продажи?

Вопрос к юристу : Хотим продать земельный участок в Солнечногорском районе. Сколько будет стоить договор купли-продажи этого участка и кто должен оплачивать договор - продавец или покупатель? Марина, г. Клин,...

Имеет ли право дальний родственник предъявлять претензии по поводу пьянства брата

Вопрос к юристу Покров-Право: Вопрос: Подскажите как быть в следующей ситуации. Мой родной брат (ему 43 года, неженат, родителей нет) проживает в 1.3 дома с родной теткой (ей принадлежит другая...