Нарушения прав потребителей в области транспортных услуг
К договору перевозки поменяются требования, предусмотренные действующим законодательством о защите потребительских прав, относительно качества, безопасности, своевременного и надлежащего информирования потребителя о предоставляемых услугах. Однако, анализ правонарушений в данной области показал, что значительную часть занимают нарушения прав потребителей в сфере предоставления услуг по перевозке.
К наиболее распространенным правонарушениям можно отнести:
- Несохранность (утрата, недостача, повреждение, порча) груза или багажа.
- Нарушение сроков осуществления перевозок.
- Невыполнение обязательств по условиям договора.
- Задержка отправления транспортного средства по вине исполнителя.
- Несоответствие качества представленных услуг (условия питания, класс обслуживания, и прочие дополнительные услуги не соответствуют установленному по договору тарифу).
- Несоблюдение требований безопасности оказываемых услуг. Причинение вреда жизни (здоровью), имуществу пассажира.
- Непредставление или представление недостоверной информации об оказываемых услугах. Например, пассажирам представлена недостоверная информация о расписании движении транспортных средств, стоимости перевозки, дополнительных услугах.
Способы правовой защиты
Нормами действующего законодательства установлена ответственность исполнителя за нарушение прав граждан, пользующихся платными услугами компаний-перевозчиков. Процессуальные особенности защиты потребительских прав предусматривают административный (внесудебный) или судебный порядок.
Административный способ защиты
Данный вариант решения спора предусматривает:
- направление требования (претензии) непосредственно исполнителю;
- обращение с жалобой в вышестоящие инстанции, контролирующие и надзорные органы исполнительной власти, с том числе управление транспортного надзора, служба по лицензированию, Роспотребнадзор, Госавианадзор, Госморречнадзор, Гросжелдорнадзор и пр.).
- правоохранительные органы (органы судебно, исполнительной власти и прокуратура);
- Объединения и организации по защите прав потребителей.
Стоит отметить, что при возникновении конфликтов, связанных с нарушением условий договора по перевозке грузов, соблюдение претензионного порядка является обязательным. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым на основании правонарушений в сфере услуг по перевозке грузов, составляет один год, со дня его выявления, в соответствии с определенными уставами и кодексами (ст.797 ГК РФ).
При этом досудебный порядок обязателен только в случаях, предусмотренных нормами действующего законодательства или условиями договора перевозки.
Судья вправе оставить без рассмотрения исковое заявление, если не было соблюдено условие обязательного досудебного урегулирования. Истец должен предъявить в суд документы, подтверждающие факт соблюдения данного требования.
Обращение в суд
В соответствии со ст.17 Закона о защите прав потребителей, гражданин может обратиться в судебные органы по месту заключения договора, по юридическому адресу исполнителя. Если обслуживание клиента осуществляет филиал или представительство, то по месту их размещения.
В иске необходимо отразить обоснованные требования, изложив подробно обстоятельства дела.
Одновременно с исковым заявлением направляются следующие документы:
- Платежные документы (билеты, чеки), подтверждающие факт оплаты услуг перевозчика;
- Документальные доказательства факта правонарушения;
- Справки (квитанции, чеки), устанавливающие понесенные истцом расходы, связанные с обстоятельствами дела.;
- При необходимости могут потребоваться заключения экспертов;
- Доказательства соблюдения досудебного порядка (копия требования (претензии), жалобы, опись передаваемых документов, почтовое уведомление, распечатка с официального сайта «Почта России»);
- Нотариальная доверенность, при участии в суде представителя ответчика.
Защита прав потребителей в Москве и Московской области.